Мнения по поводу возраста, в котором следует обучать ребенка чтению и буквам, разнятся. Есть сторонники раннего развития, которые с пеленок начинают обучение деток. Другие родители не беспокоятся о грамоте до тех пор, пока дети не достигнут школьного возраста, так как считают обучение буквам задачей учителей. Учить деток можно начинать в любом возрасте. Пятилетние мальчики и девочки очень любознательны и достаточно выросли, чтобы понять и запомнить все буквы алфавита.
В каком порядке учить буквы с пятилетками?
В пять лет с детьми следует заниматься по 10-15 минут в день. Они уже вполне способны выдержать это время и не заскучать, особенно если занятия проводятся в игровой форме. Многие родители, не зная с чего начать, учат с детьми буквы строго по алфавиту. Но на самом деле некоторые буквы ребенку запомнить проще, с них и следует начинать.
Проще всего для произношения и запоминания для детей буквы А, У, О, М, И, Ы, Н, Л, С, В. А самыми сложными считаются все шипящие и гласные, состоящие из двух звуков: Е, Ё, Я, Ю. Начиная с самых простых букв, вы постепенно дойдете до сложных и ребенок, уже обладающий нужным навыком, отлично их усвоит.
Как проводить занятия?
Все дети любят играть, поэтому и обучение в дошкольном возрасте следует проводить только в игровой форме. Вы можете использовать кубики, карточки, картинки, звуковые плакаты – лишь бы привлечь внимание ребенка и сделать обучение интересным. Сегодня в детских магазинах можно найти огромный ассортимент подходящих наглядных пособий.
Психологи и логопеды рекомендуют учить буквы алфавита не по их «правильному» названию, а по звукам, которые они издают. Например, букву М нужно учить не как «ЭМ», а именно как «М». Это нужно для того, чтобы впоследствии у ребенка не было путаницы с составлением слогов и коротких слов. А названия букв можно выучить и позднее.
Намного проще пятилетке выучить букву, если соотнести ее с каким-либо коротким словом. Например, м – мама, к – кот, с – сок, л – лев и т. д. Так ребенок не только быстрее запомнит буквы, но и сразу поймет, для чего они необходимы – для написания слов и обозначения предметов. Из уже выученных букв можно складывать короткие слова. Начиная с буквы А, следующей можно выучить букву У и получить маленькое, но такое понятное ребенку слово «АУ». На букву М можно изобразить мычание коровы или составить слово «Мама».
Обязательно после каждого занятия нужно закреплять пройденный материал. Позанимавшись 10-15 минут в комнате с карточками или плакатом, переходите к практическим занятиям. Занимаясь повседневными делами, можно отлично усвоить новую букву. На прогулке напишите ее палочкой на земле или на снегу, на кухне слепите ее из теста или выложите из крупы, в ванной напишите букву специальными раскрасками. Рисуйте, лепите из пластилина, раскрашивайте выученные буквы – это очень интересно и ускорит запоминание.
Что еще нужно знать при обучении буквам в пять лет?
Если в процессе обучения будут задействованы все сенсорные каналы ребенка, то и обучение пойдет быстрее. Пусть ребенок не только видит буквы, но и слышит их, трогает и играет. Очень помогает в этом плане любая магнитная азбука. Здесь буквы объемные, так что их можно не только увидеть, но и потрогать.
Поиграйте с ребенком в такие игры:
- Пусть малыш с закрытыми глазами ощупает букву и назовет ее.
- Усложните предыдущее задание: нужно дополнительно назвать слово на эту букву.
- Пофантазируйте вместе, на какие предметы похожа та или иная буква.
- Называть разные предметы вокруг, которые начинаются с выученных букв.
Показывайте малышам обучающие мультфильмы, рисуйте, пишите буквы и всячески обращайте внимание ребенка на присутствие их в нашей жизни.