Процесс обучения навыкам определения времени по часам многим детям дается очень тяжело, но, безусловно, каждый ребенок, достигнув определенного этапа своего развития, должен уметь понимать то, что показывают ему часы. Рассмотрим, как сделать процесс обучения легким и интересным для малыша.
Когда приступать?
Лучше всего знакомить ребенка с часами с самого младенчества, обозначая их простым и доступным для малыша словом «тик-так». Когда ребенку исполнится два годика, стоит активнее акцентировать его внимание на времени. Так, рекомендуется употреблять такие фразы, как, например, обедать будем в 12 часов, завтра просыпаемся в 8 часов и едем в гости, через 20 минут начнется мультфильм и т. д. И не имеет значения то, что в столь раннем возрасте ребенок в полной мере не понимает, что родители пытаются сконцентрировать его внимание на конкретных цифрах, осознание этого придет позже, однако уже сейчас на интуитивном уровне у него вырабатывается свое ощущение времени.
К процессу обучения определять время по часам рекомендуется приступать тогда, когда малыш:
- знаком с цифрами и может считать хотя бы до 10;
- понимает значение таких слов, как «половина», «до», «после».
Методика обучения
Прежде всего, необходимо познакомить ребенка с внешним устройством часов (показать стрелки, циферблат) и объяснить принципы работы устройства. Важно делать это простым, доступным для ребенка языком. Можно сказать о том, что у часов имеется три стрелочки, самая короткая из которых ходит очень медленно, передвигаясь за один час на одну цифру, и показывает, сколько в данный период времени часов, по этой причине ее и называют часовой стрелкой. Длинная стрелка минутная — она показывает, какая идет минута конкретного часа и за час она проходит весь круг. Самая тоненькая стрелочка самая быстрая, она успевает пройти круг всего за 1 минуту, поэтому называется секундной.
Когда ребенок хорошо усвоит эти простые истины, можно переходить к следующему этапу обучения, на котором малыш должен научиться определять точный час. Далее следует объяснить ребенку понятие «полчаса», когда минутная стрелка, пребывая на цифре 6, словно разделяет круг на две равные части. На этом этапе обучения могут возникнуть первые серьезные трудности. Так, многие дети путаются, когда часовая стрелка указывает не на конкретную цифру, а находится как бы между двух цифр, например, между 5-6, то это означает половину пятого или шестого.
Существует два варианта выхода из этой ситуации. Так, можно объяснить малышу, что следует посмотреть, какая цифра осталась позади часовой стрелки, после чего добавить к этой цифре еще 30 минут, в итоге получается, например, пять часов 30 минут или, что будет проще для понимания ребенка, пять с половиной часов. А можно, наоборот, обратить внимание малыша на ту цифру, до которой часовая стрелка еще не успела дойти, до которой еще нужно полчаса, и тогда время будет половина пятого. Не стоит одновременно воспользоваться двумя предложенными вариантами, так как это может сильно запутать ребенка и негативно отразиться на его обучении процесса понимания часов.
Для того чтобы ребенок мог научиться понимать минуты, необходимо, чтобы он владел элементарными навыками счета. Многим детям сложно для понимания, почему если минутная стрелка показывает, например, на цифру 3, то это означает 15 минут, а не 3 минуты. Важно объяснить малышу, что в промежутке от цифры до цифры сосредоточено 5 минут времени и чтобы понять, сколько сейчас минут, нужно посчитать деления на циферблате. Со временем это умение у него автоматизируется и он с легкостью сможет отвечать на вопрос мамы: «Малыш, а который сейчас час?».