Как несложно догадаться, непунктуальные взрослые люди вырастают из детей и это полностью вина родителей, которые не научили их рационально рассчитывать временные ресурсы. Некоторые родители ошибочно полагают, что подобные навыки ребенку ни к чему. Став взрослым, он сам научится «таймменеджменту». Что думают по этому поводу специалисты?
Профессиональный взгляд
Чувство времени предусматривает не только умение ориентироваться «по часам», но и способность ощущать его протяженность, возможность определить его количество необходимое на выполнение того или иного действия. Например, ребенок должен четко понимать, сколько времени необходимо на дорогу от дома до учебного заведения, спортивной секции и так далее. Кроме этого, ему необходимо ориентироваться, сколько минут ему требуется, чтобы собраться, принять гигиенические процедуры и так далее.
Психологи обращают внимание, что «ощущение времени» – это не врожденное чувство, а прививаемое и воспитываемое. Вместе с тем, специалисты обращают внимание, что дети имеют психологическую особенность, которая заключается в том, что в промежутке от 3 до 5 лет малыши просто не понимают, что каждое действие имеет свою протяженность во времени. Поэтому разъяснение этого – прямая обязанность родителей, причем сделать это необходимо еще до того, как ребенок станет школьником, иначе будущий ученик будет несобранным, рассеянным, непунктуальным и искренне непонимающим, почему он ничего не успевает. Привив подобную привычку дошкольнику своевременно, можно быть уверенным, что ребенок вырастет воспитанным, собранным, самостоятельным и организованным.
Домашний таймменеджмент
С чего же начать это непростое дело? Специалисты говорят, что подобную привычку можно сформировать лишь тогда, когда ребенок сам волен распоряжаться своим временем. Если малыш постоянно находится под тотальным контролем родителей, то есть они строго определяют время его подъема, приема пищи, длительность прогулок и так далее, подобное чувство у него просто не появиться. Ведь в нем у ребенка просто нет потребности. Родители уже все за него решают сами. Вполне понятно, что при подобной схеме поведения, самостоятельно распоряжаться временем малыш не научиться.
Главное – использовать для ребенка понятные для его восприятия понятия. Лучше всего делать это в игровой форме. Прежде всего, необходимо объяснить ценность самого времени. В этом поможет выдуманная история о семье, которая опоздала на самолет и не попала на море или о враче, который не приехал к пациенту не вовремя и пациент оказался в больнице. Затем необходимо научить различать важные и второстепенные дела. А также разъяснить, что некоторые задачи можно выполнять заблаговременно. Это поможет в дальнейшем сэкономить время. К дисциплине приучает и четкий ежедневный распорядок дня. Выполняя изо дня в день одни и те же действия, малыш постепенно поймет, сколько же именно времени необходимо для их выполнения.
И самое главное – демонстрация собственного примера. Будьте пунктуальными, собранными, дисциплинированными и ребенок обязательно унаследует эти качества.