Адаптация первоклассника – процесс привыкания к новым нормам поведения, к школьным условиям. Как он происходит и с какими проблемами ребенок может столкнуться? Давайте разбираться.
Проблемы адаптации
Начало обучения в школе вносит большие изменения в привычную жизнь ребенка. Он попадает в неизвестный коллектив с новыми для себя правилами поведения. Обучение требует выполнение определенных задач, сосредоточенности, умственного напряжения. У ребенка появляются первые серьезные обязанности. Такие изменения часто вызывают у детей повышение тревожности, потерю аппетита, расстройства сна, нервное напряжение. Иногда ребенок испытывает страх перед посещением школы.
Период адаптации индивидуален и может длиться от нескольких недель до полугода. Во многом он зависит от личностных психоэмоциональных особенностей, степени социализации и готовности ребенка к обучению.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе?
Будет ли процесс адаптации успешным, зависит от комплексной работы педагога, школьного психолога и родителей. Этот жизненный период требует от родителей и других членов семьи максимального участия в жизни ребенка. Им следует:
- больше общается с ребенком, говорить о школе и учителях только в положительном ключе;
- проявлять искренний интерес школьной и классной жизнью;
- познакомится с его одноклассниками, новыми друзьями; у ребенка должна быть возможность общаться с ними после школы;
- помочь ребенку стать уверенней, поверить в себя; нельзя критиковать его (особенно при посторонних) и сравнивать его с другими детьми, поскольку это может привести или к завышенной самооценке, или к полной неуверенности в своих силах; сравнивать можно только его прежние и новые достижения;
- исключить в адрес ребенка крики, применение физических и психологических наказаний (лишение удовольствий, запугивание, стояние в углу);
- в режим дня включить время послеобеденного отдыха или дневного сна;
- контролировать продолжительность ночного сна – врачи считают, что первоклассник должен спать не менее 9,5 ч;
- Чаще хвалить и поощрять (и не только за учебные успехи).
Ошибки родителей в период адаптации
Часто родители первоклассников своими действиями усложняют процесс адаптации:
- Резко меняют отношение к ребенку, считая, что если он ходит в школу, значит, стал взрослым. «Взросление» должно проходить постепенно, но также нельзя подавлять его стремление к самостоятельности.
- Дополнительно загружают новыми секциями или кружками. Это может привести к перегрузкам. Лучше продолжать посещать уже знакомые занятия, а посещение новых начать чуть позже.
- Запрещают ребенку брать в школу свою любимую игрушку. Вместе с игрушкой ребенок чувствует себя в безопасности. Особенно это касается застенчивых и тревожных детей. Нужно лишь объяснить, что доставать ее из портфеля можно только на перемене.
Ученик адаптирован к школьной жизни, если у него хорошо складываются отношения с одноклассниками, он без особых проблем выполняет домашние задания, соблюдает нормы школьной жизни, легко приспособился к новому режиму дня, не чувствует страха перед учителями, но в то же время адекватно реагирует на их замечания.