По традиции Пасхальной неделей называют семь дней, начиная со светлого Христова Воскресения. Завершением ее считается следующее воскресение, получившее название в честь святого Фомы (известного, как Фома неверующий), вслед за ним – Красная горка, название, сохранившееся со времен язычества.
И неделя перед Пасхой, и неделя после нее строго регламентировались, каждый день необходимо было выполнять определенные ритуалы и обряды. Например, в понедельник – второй день Пасхи работать нельзя, наоборот, нужно было веселиться, ходить друг к другу в гости, обмениваться крашеными яйцами и куличами. Правда, в древности эта «святая» обязанность возлагалась на представителей сильного пола человечества. В обязанностях слабой половинки – накрывать на столы и принимать гостей, женские походы по гостям и подружкам разрешались со вторника.
Если обратиться к правилам Шестого Вселенского Собора, то можно прочитать, что всю неделю верующие должны радоваться Воскресению Христа, присутствовать на службах, исполнять духовные песни и псалмы. Также в практике было проведение крестных ходов, праздничные песнопения.
Через неделю после Пасхи, в понедельник (у некоторых народов во вторник) наступает Радоница – Антипасха, праздник для предков ушедших в мир иной. Считаются, что в этот день предки встают из могил, чтобы быть вместе с живыми и остаются на земле до Троицы. Именно поэтому люди и стремятся к этому дню убрать могилы, чтобы не было «стыдно» перед покойниками.
Чаще всего меняют или окрашивают по новой оградки, поправляют кресты, меняют рушники, которыми по традиции обвязывают кресты, высаживают цветы. Затем в этот важный день наступает время, когда поминают ушедших в мир иной родственников, друзей, оставляют духам кусочки пасхи, окрашенных яиц.
Традиционно уборка могил после зимы не проводится на Пасхальной неделе, это делается либо намного ранее, с наступлением первых солнечных, сухих дней, либо непосредственно в день Радоницы. И, конечно, не у всех есть возможность в рабочие дни посетить могилы родных, особенно если похоронены они в других городах или деревнях.
Церковь лояльно относится к тому, что люди убирают могилы, когда у них есть на то возможность. Зато священнослужители (без исключения) отрицательно смотрят на пиршества, которые устраивают отдельные люди на могилах предков.