Красной горкой в народе называют следующее после Пасхи воскресенье – Антипасху, когда, согласно Библии, Иисус Христос явился своим ученикам. Часть слова «анти-» означала «напротив» или «после» Пасхи. Другое название праздника – Фомино воскресенье появилось благодаря имени апостола, который отказался верить в воскрешение, пока не увидит учителя лично. Красной горкой в разных регионах могли называть не только один день недели, но и всю неделю от Пасхи или Юрьев день.
Славяне праздновали Красные – «красивые» горки еще в дохристианские времена. Эти дни символизировали окончательный приход весны. Веселья начинали на пригорках, освободившихся от снега, на них водили хороводы, устраивали игры, знакомились, особенно если на праздник собиралась молодежь из соседних деревень и сел. С приходом христианства праздник стали отмечать как начало новой жизни Христа, но языческие традиции не исчезли – неделя так и осталась посвященной молодости, любви и весне. В эти дни принято было устраивать смотрины, договариваться о свадьбах и проводить их – по поверью, в Красные горки заключались крепкие, счастливые браки.
В Красную горку девушки, одетые в лучшие наряды, пели веснянки, водили хороводы, поднимаясь на холмы и возвышенности, заклинали Солнце, используя в обрядах крашеные яйца, как символы новой жизни. Яйца могли катать с горок, есть жареными, дарить участникам веселий – в каждой губернии были свои традиции.
Известно несколько игр с крашеными яйцами, оставшимися после Пасхи или крашенными заново. Их катали с горок или по наклоненным доскам, наблюдая, разобьется скорлупа или нет. Если яйцо оставалось целым, то по примете год ожидался благополучным. Молодожены, катая яйца, гадали: идут они вместе – к пониманию в семье, раскатились – к расставанию, чье яйцо укатилось вперед – тому быть главой семьи. Также яйца выстраивали в линию и сбивали мячом или подбрасывали и ловили. Выигранные яйца дарили понравившемуся парню, девушке, сосватанным подругам и друзьям, молодоженам. Сидеть дома, вдали от веселья, особенно неженатым считалось плохой приметой – можно было остаться одиноким или неудачно выйти замуж, жениться.
Православные в Антипасху ходили в церковь послушать службы, в которых величался Христос, а дома «умывали» иконы и водой от мытья обтирали лицо на удачу, здоровье и достаток. Во многих районах в Красную горку было принято посещать кладбища. На могилах близких родственников оставляли яйца, покатав их по земле. Таким способом общались с умершими, сообщали им о своих радостях, просили защиты от неприятностей. Днем ходили в гости к родственникам, дарили подарки, особенно молодым зятьям и невесткам.
Существовал обычай на Красную горку опахивать деревни и села для защиты их от нечисти, мора скота, болезней и всяческих бед. Женщины всех возрастов собирались на окраине села после захода солнца, впрягались в соху и распахивали борозду, неся следом за сохой икону. Круг нужно было замкнуть крестом, а обойти селение требовалось до восхода.