Пасха — один из главных праздников христианства, посвященный воскресению Иисуса Христа. Самые известные символы этого дня – крашеное или расписанное яйцо и сладкий кулич, которые по традиции готовят дома заранее и освящают в церкви. Обычай красить яйца и печь куличи на Пасху сохранился в России, Украине, Беларуси и у многих народов Европы. Особенно эту традицию почитают славяне – болгары, сербы, поляки, чехи.
Пасхальные яйца
Яйцо во многих культурах воспринималось как знак новой жизни – в древних Египте, Шумере и Персии было принято использовать продукт в обрядах встречи весны. Это был символ обновления, перерождения. Исследователи считают, что дарить яйца начали римляне с того момента, когда одна из кур снесла «расписное» яйцо в именины императора Марка Аврелия.
По христианской легенде римский император Тиберий получил от Марии Магдалены известие о том, что Иисус воскрес, но не поверил этому. Он заявил, что раньше белое яйцо станет красным, чем человек сможет возродиться после смерти. Чудо произошло – яйцо, которое принесла с собой Магдалена в дар императору, на глазах изменило цвет и стало красным. Считается, что это событие стало началом обычая дарить друг другу на Пасху крашенки.
Священнослужители яйцо трактуют как символ гроба и возникновения жизни, а его красный цвет напоминает о пролитой крови сына Божьего. На самом же деле во время Великого поста накапливались продукты, которые нельзя было есть, но нужно было как-то сохранить – высушить, засолить или, как яйца, сварить, а чтобы отличить вареные от сырых, в воду добавляли шелуху лука, свеклу, древесную кору. Яйца окрашивались и в Пасху подавались на стол цветными. Со временем их стали расписывать ликами святых, буквами «ХВ», разными узорами. Наряду с писанками были распространены крапанки – яйца, скорлупа которых пестрела полосками или точками.
По традиции пасхальные дары нужно было хранить до следующей весны, но этого испытания они не выдерживали, поэтому их стали заменять. Если средние слои общества могли себе позволить недорогие расписанные деревянные или фарфоровые яйца, то аристократы заказывали настоящие произведения искусства у известных ювелиров, среди которых особо прославился Карл Фаберже.
Пасхальные куличи
Второй символ Пасхи – кулич. Согласно легенде, апостолы после смерти своего учителя, собираясь за трапезой, оставляли для него свободное место в центре за столом и кусок хлеба. В церквях к Воскресению Христову на отдельном столе также стали класть хлеб – по-гречески «артос». Его обносили вокруг храма всю неделю перед праздником, а в субботу делили на части и раздавали всем, кто посетил утреннее богослужение. Многие, чтобы иметь освященный каравай дома, стали заранее печь круглый хлеб или «килликион». От этого греческого слова произошло название кулича. Имея в доме кулич, верующие надеются на то, что воскресший Христос посетит их дом.
Кулич старались испечь из самых свежих продуктов, лучшей муки. Сдобным кулич тоже стал неспроста – по преданию ученики Христа до самого распятия ели пресные лепешки, а после воскрешения – хлеб из теста на дрожжах. Сегодня принято печь куличи цилиндрической формы, добавляя в тесто изюм, цукаты, сверху украшая цветной глазурью и узорами из теста.
Кулич на Пасху стал символом воскрешения, радости новой жизни, победы над смертью. Пекли его в Чистый четверг или Страстную пятницу, надев чистую рубаху, прочитав «Отче наш». Никому нельзя было показывать тесто, громко разговаривать и хлопать дверями – иначе кулич, по примете, не получится вкусным и пышным. Удачный кулич означал, что год для семьи будет благополучным. Резали сдобу горизонтально, а верхушку никому не отдавали, пока весь кулич не был съеден. Верхушкой прикрывали хлеб, чтобы он не подсыхал.
Крашеные яйца и кулич означают возрождение, появление новой жизни. Даря друг другу крашенки и угощая семью куличом, все верующие делятся своей радостью о воскресении Христа и надеются на чудеса для себя, пусть и не такие значительные. И хотя корни обычая дарить яйца и печь кулич уходят корнями еще в дохристианские времена, теперь они прочно связаны с Пасхой и представить себе православный праздник без этого угощения невозможно.